Приветствую Вас Гость | RSS

Отдел образования администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области             

 
 
 
Меню сайта
...
...
...
Наш опрос
Считаете ли вы целесообразным обучение ребенка в школе по пятидневной учебной неделе
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из истории развития образования

 
Учитель! Перед именем твоим
позволь смиренно преклонить колени
                                       Н.А. Некрасов
Черных Любовь Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ
 
Сколько нежных слов, слов благодарности связано со школой! В ней проходят самые интересные годы жизни, встреча с прекрасным, неизведанным, поражающим воображение. Здесь знакомится ребёнок с выдающимися людьми. Несомненно, заслуживает внимания история школ населённых пунктов нашего района. Велика роль в развитии народного просвещения в Задонском уезде надворного советника С.А.Викулина. Он не только построил в уездном центре на свои средства двухэтажное учебное заведение , но и требовал создания сети школ в сёлах уезда. Правда, из-за нехватки денег и само уездное училище даже в 1812 году не было открыто.
До середины 19 века грамотных людей было мало. Так, в 1845 году в село Конь-Колодезь, где проживали крепостные помещиков Сенявиных, было только три человека, владеющих азами грамоты:Филипп Иньшин, Илья Дрожжин и Анисим Бригадиров. Они подписывали приговоры сельских сходов за своих неграмотных односельчан.
В 50-е годы 19 века многое сделал для расширения школьного образования директор училищ Воронежской губернии М.А.Карпинский. В ряде волостей были открыты начальные школы, базирующиеся на методике взаимного обучения ДЖ. Ланкастера.
Согласно изданного в 1864 году положения о начальных училищах министерство просвещения не брало на себя организацию школ, а предоставляло разрешение организовать их частным лицам, земствам, сельским обществам.
Открытие земских школ было выгодно крестьянам, "ибо расходы по церковно-приходской школе, простирающиеся ежегодно до 170 рублей, тяжким бременем ложатся на расстроенные последними неурожаями хозяйства крестьян". Зачастую земские школы создавались вместо церковно-приходских, на их содержание  выделялось до 100 рублей.
В сельских народных школах содержание учителей производилось за счёт сумм, выделяемых земством, а помещение оплачивалось (строилось) за счёт крестьянской общины. Численность школьников в них колебалась по сёлам от 27 до 63 человек. Отмечалось, что по "По закону Божию в старшем классе дети знают все необходимые молитвы, заповеди. Из священной истории с учениками проведено из Ветхо-Заветной  до Потопа, а из Ново-Заветной до беседы Никодима с И. Христом. Нельзя сказать  того, что  рассказы из священной истории были прочно усвоены детьми. Успехи по русскому языку удовлетворительнее чем по Закону Божию. Ученики первого класса читают, хотя не особенно бегло. 28 февраля 1873 года на уездном  земском собраниии,  открытом предводителем дворянства Ф.И. Вадковским  рассматривался отчёт о состоянии народных училищ и в связи с этим  "проект Управы  об учреждении земской учительской школы в Ельце".  В докладе отражено состояние каждой земской школы как в учебном , так  и в хозяйственном отношении. "Усматривая из доклада полнейшую добросовестность, любовь к делу, безусловную пользу, энергию труда" земство назачило М.Ф. Дисперова исполнять должность руководителя дела народного образования в уезде (уполномоченный от земства для наблюдения за школами), назначив ему вознаграждение в 900 рублей. 
Церковно-приходские начальные школы создавались при церковных приходах. Название установлено в 1884 году с введением "Правил для церковно-приходских школ". В Задонском уезде по данным  на 1887 год их насчитывалось 47.
В 1885 году в селе Конь-Колодезь была открыта земская школа. Сначала занятия проводились в доме зажиточного крестьянина, державшего придорожный кабак. За это ему платили из общественных денег за аренду помещений.Здание школы было построено в 1891 году.Одновременно с земской школой действовала церковно-приходская школа, открытая по инициативе священика А.Никитина.
Учителям платили по 16 копеек в месяц с ученика,  по 5 копеек с ученика собирали им на квартирные расходы.Учебные пособия, книги, тетради, карандаши и ручки покупались родителями. Они же шили холщёвые сумки для школьных принадлежностей.
Становление образования в нашем крае имело те же особенности, которые были присущи российскому образованию в конце 19 века. Открывались новые церковно-приходские и земские школы. Работали до тех пор, пока были средства на их содержание. Потом были периоды от одного до пяти лет, когда школы не работали. Это обстоятельство вносило путаницу в датировку начала работы школ в населённых пунктах нашего края.
Есть отрывочные сведения, что церковно-приходские школы уже действовали в сёлах Малинино(1814г.), Новое Дубовое (1876г.), Конь-Колодезь и Старое Дубовое (1885г.), Елец-Лозовка(1895г.), Отскочное (1896г.), Елец-Маланино(1901г.), Введенка и Ворон-Лозовка (1909г.), Курино(1913г.), Синдякино91916г.). Однако утверждать, что до этих лет школ не было, мы не можем.
По данным 1906 года в наших сёлах и деревнях было 22 церковно-приходские школы. В них обучалось 1310 детей: 987 мальчиков и 323 девочки. Только 2,5% детей были грамотными. В 1907 году уровень грамотности не превышал 17 процентов, что было на четыре процента меньше среднероссийского.
После революции 17г. новая власть принимала меры по налаживанию работы школ. В постановлении Задонского уездного исполкома от 10 июля 1922 года отмечалось "Положение школ в данное время крайне тяжёлое. В школах нет окон, стёкол, дврей, парт, других принадлежностей хозяйственного обихода, что ставит почти непреодолимое препятсвие к проведению учебной компании 1922/23 учебного года...Единственным выходом из создавшегося критического положения является вовлечение в дело упорядочения хозяйственной стороны школы самых широких слоёв трудящегося населения.
Летом 1923 года на курсах, кружках и конференциях началась переподготовка учителей, их советизация. Многие учителя прошли через политкурсы, политкружки. Параллельно с этим повышалось педагогическое и методическое мастерство. В волостях в 1923 и 1924 годах проходили двухнедельные учительские курсы.
К концу 20-х годов в районе осуществлён переход ко всеобщему начальному, в начале 30-х годов- к семилетнему образованию. Особенно много сделал в этом направлении заведующий РОНО В.Н.Титов. Его стараниями в 1936 году в селе Хлевное начато строительство двухэтажной средней школы, вступившей в строй в 1940 г. В 1937 году в школах был сделан первый выпуск семиклассников. Это было событием большой нравственной и политической силы, прорывом в организации школьного дела и культурном строительстве. 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
...
...
...
...
...
...
...

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz